Развитие водных путей потребовало изменения конструкции и технико-эксплуатационных характеристик теплоходов. Транспортный грузовой флот совершенствовался. Создавались новые, более мощные самоходные грузовые суда и толкаемые составы, а также пассажирские теплоходы, предназначенные для круизов речных по Волге, Каме и другим рекам. В 1948 году на заводе «Красное Сормово» было построено головное судно «Большая Волга», определившее лицо всего грузового флота Волги. Грузоподъемность «Большой Волги» составляла 2000 тонн, мощность двигателей - 800 л.с., скорость хода - 18,6 км/ч. Кстати, скорость современных теплоходов, совершающих речные круизы из Москвы не намного больше.
В 1960 году был построен головной сухогрузный теплоход «Волго-Дон-1» мощностью 2000 л.с. и грузоподъемностью 5000 тонн - теплоход нового архитектурно-конструктивного типа, положивший начало крупной серии таких теплоходов. В 1964 году Красноярским судоремонтным заводом был спущен на воду сухогрузный двухвинтовой теплоход с телескопическим люковым закрытием трюма грузоподъемностью 1300 тонн, мощностью 1050 л.с. Суда этого типа имели класс «О» Речного Регистра РСФСР и предназначались для перевозки генеральных грузов, оборудования и контейнеров на реках Сибири.