Российский речной флот

История флота до 19 века
История флота в 19 веке
История флота в конце 19 века
История флота в 20 веке
Проекты речных круизных теплоходов России

Российский речной флот имеет богатую историю. Речной транспорт на Руси использовался издревле. Реки и озера играли важнейшую роль в первую очередь для перевозки грузов.

Валдайская возвышенность дала начало сильным полноводным рекам: Волга, Днепр (главный водный путь Киевской Руми), Западная Двина. По Неве, Волхову, Ловати, Десне и Днепру можно было проплыть от Балтийского к Черному морю. Ока и Верхняя Волга служили транспортными водными путями в княжествах Владимирском, Суздальском, Рязанском. 

После того, как государство Московское укрепилось (16 век) и после присоединения к нему в 1552 году Казани и в 1556 году Астрахани Волга становится главным торговым путем, открыв возможность осуществлять торговлю между странами Европы и Азии. 

В 16 веке были освоены торговые пути для сотрудничества с Европой через Северную Двину, а в конце 16 века русские начали продвигаться в Сибирь, осваивая Урал, Иртыш, Обь.

Петр Первый занимает особое место в истории русского флота как личность, внесшая большой вклад в его развитие. Возникли прочные экономически связи с районами таких морей как Балтийское, Азовское и Черное.

В дальнейшем можно выделить такие этапы:

•    1703-1709 гг.  – создание Вышневолоцкой шлюзованной системы. 

•    1810 г. - трасса Шексна - Ковжа - Вытегра и Молога - Тихвинка.

•    1828 г. - появление Северо-Двинского водного пути.

•    1840 г. - возведение плотины “бейшлот” для достижения необходимых глубин Твери до Рыбинска. 

Отдельно стоит сказать о русском механике-самоучке И. П. Кулибин, которым был предложен метод использования течения реки для вращения бортовых колес. Приспособление было названо водоходом Кулибина, но большого распространения не получило, так как в России вовсю использовался труд бурлаков.

В 1807 году была изобретена паровая машина, ставшая основой для появления пароходов.

Первые пароходы России:

•    1815 г. - “Елизавета”, пассажирская линия  Петербург -Кронштадт. 

•    1817 г.  - буксирные пароходы (два) на Каме.

•    1841 г. - еще один пароход.

•    1843 г. – основание пароходнго общества "По Волге", заказ мощных пароходов за границей. 

•    1846 г. - паровое судоходство начинает неуклонно развиваться. 

•    1868 г.  - в России 646 пароходов. 

•    1913 г.  -  в России существует крупный речной флот, 4600 самоходных судов.
 


Сервис звонка с сайта RedConnect