Сервис звонка с сайта RedConnect

История флота в 19 веке / Иван Петрович Кулибин и его изобретение

Это судно доведено до наивозможнейшей исправности. Так что если такие произведутся на Волге вместо обыкновенных судов, то могут приносить они казне около полумиллиона рублей каждое лето. И. П. Кулибин С развитием судоходства и судостроения возник вопрос об увеличении размеров судов, что возможно было лишь до определенных пределов, так как большие суда становились непосильными для бурлацкой тяги. Именно тогда появились первые предпосылки к возникновению речных круизов в России и туров на теплоходах. Нужно было изыскивать более совершенные и дешевые двигатели для судов. Первой попыткой в России было изобретение известным механиком-самоучкой Иваном Петровичем Кулибиным "водохода" или "теплохода". Сущность устройства машины заключалась в следующем: на судне устанавливался вал с колесами, имеющими вертикально расположенные сквозные рамы, которые могли свободно закрываться деревянными лопастями. Когда рама опускалась в воду, течение реки механически закрывало ее лопастями и тем самым заставляло вращаться колесо и вал. На нем закреплялся один конец каната, а другой конец, с якорем, завозился вперед судна и закидывался в реку. При перевёртывании вала канат навивался на него, и судно механически подтягивалось к закинутому якорю.

В ноябре 1782 года на реке Неве на глазах императрицы Екатерины II было проведено испытание судна. Нагруженное четырьмя тысячами пудов балласта, оно двигалось вверх по реке против сильного ветра и высоких волн с такой скоростью, что двухвесельный ялик едва мог за ним поспевать. Однако сам изобретатель остался недоволен своей машиной и принялся за ее усовершенствование. Через 22 года в Нижнем Новгороде при большом стечении народа было проведено испытание улучшенного варианта водоходного судна Кулибина. Оно было признано ценным, однако по целому ряду причин не было внедрено в практику судоходства. Возможно, отнесись современники к изобретению более внимательно, время господства речного круиза по Волге в России наступило бы раньше. Чертежи третьего и последнего машинного судна Кулибин разработал настолько детально, что по ним можно осуществить модель его изобретения. Следует особо подчеркнуть чрезвычайную продуманность как отдельных деталей, так и всего устройства в целом. С технической точки зрения суда Кулибина с успехом могли быть допущены в эксплуатацию.